«Поясняю за АЙТИ» #17: Тьма настоящего и туман будущего IT-образования

DataArt
6 min readAug 31, 2021

--

Андрей Сильчук, Delivery Manager, Head of DataArt’s R&D Center Odessa.

Дорогие читатели моих колонок! Эта тема назревала очень давно, но я никак не мог собраться с мыслями, к тому же, прежде чем выкатывать их на ваше рассмотрение, нужно было проделать еще и некоторый ресерч. Подстегнуло событие в собственной жизни — поездка в отдаленное украинское село. Побывал я там с благотворительной инициативой «IT Човник» — я ее соучредитель со стороны местного объединения «IT Family». И увиденное сильно меня впечатлило. Короче, хочу поговорить с вами об IT-образовании, в частности, о нашем с вами месте в образовательном процессе.

Надеюсь, что к концу статьи каждый поймет, почему я все же взялся за эту тему. Несмотря на то, что мне самому она кажется скользкой: думаю, что рискую отхватить немало хейта. Но давайте обо всем по порядку, причем двигаться будем от частного к общему.

Начнем с IT в школьной программе — с предмета, который называют «Информатика». На стене компьютерного класса сельской школы я увидел инструкцию, сообщающую, что у мышки есть две кнопки: Левая и Правая. Там было о двойном и одинарном кликах, о создании папок и о том, как правильно класть руки на клавиатуру. Я сразу вспомнил рукописный конспект одногруппника на курсах системных администраторов, куда ходил классе в девятом. Там тоже была нарисована та же самая мышка примерно с теми же стрелочками и описаниями.

Мне и тогда это показалось забавным, но все-таки времена были совсем другими: с кнопочными мобильниками и компьютерами в относительно многих, но далеко не во всех домах. Поэтому я, кажется, позволил себе только разок улыбнуться. А вот в 2021 году, когда у большинства детей в кармане устройство мощнее, чем мой компьютер на первой работе, диссонанс между жизнью и ее описанием на плакате становится совсем уж комичным.

Я решил проверить: может, такие плакаты остались только в удаленных селах? Достал последние доступные версии украинских учебников по информатике, например, Ривкинда для пятого класса от 2018 года, и чуточку обалдел от увиденного. Вот на добром десятке страниц идет разбор, что такое «уведомления». Причем про уведомления от приложений как раз ни слова, а вот про SMS — целая глава.

«Iнформатика: пiдручник для 5-го класу», Й.Я. Ривкiнд, Т.I. Лисенко, Л.А. Чернiкова, В.В. Шакотько. Видавництво «Генеза», 2018
«Iнформатика: пiдручник для 5-го класу», Й.Я. Ривкiнд, Т.I. Лисенко, Л.А. Чернiкова, В.В. Шакотько. Видавництво «Генеза», 2018

Еще одна глава целиком отводится рассказу о смартфоне: детей убеждают, что он действительно существует, объясняют, зачем он нужен и как им в принципе пользоваться. Новая вершина научной мысли от нашего Министерства образования и авторов пособия — история о носителях (внимание!), нет, не данных, как следовало бы написать, а УВЕДОМЛЕНИЙ/СООБЩЕНИЙ. Если вы не знали, то среди них встречаются папирусы, видеопленка, компакт-диски, флешки и жесткие диски. Мало того, что в учебнике в принципе используют неверную терминологию, так еще и находят возможность поговорить о CD, но не об облачном хранении данных.

«Iнформатика: пiдручник для 5-го класу», Й.Я. Ривкiнд, Т.I. Лисенко, Л.А. Чернiкова, В.В. Шакотько. Видавництво «Генеза», 2018

В 2021 году пятиклассникам рассказывают, есть, мол, такое устройство — мобильный телефон, делятся информацией о других «современных» технологиях: CD и SMS, учат, что у мышки есть левая и правая кнопки, а для копирования нужно навести курсор на иконку файла и… ну вы поняли, да? Об этом в школе говорят детям, которые разблокировать планшеты начинают быстрее, чем говорить, а собственный смартфон получают раньше велосипеда. Понимаю, что для небольшого процента учеников эта информация все равно может быть полезной. Так давайте уделим ей две-три страницы в рамках одного урока. Но не целый же год об этом говорить?!

Когда я решил, что хуже уже не будет, то начал листать учебники для более старших классов. Как вы думаете, когда речь, наконец, заходит о чем-то посложнее написания текстов в Word? Хотя бы о простеньких алгоритмах? В 8–9 классе, спустя четыре года обучения. Четыре года обучения, Карл!

Потом я специально сравнил программу с 5 по 8 класс с тем, что дают на частных курсах пользователя ПК, и пришел к выводу, что учебные планы практически идентичны. За исключением того, что на курсах пользователя не учат правильно сидеть за компьютерным столом. Это что же получается, при желании за три месяца могут научить тому же, на что в школе уходит три года? Целесообразность таких уроков автоматически оказывается под вопросом.

О частном поговорили, давайте перейдем к общему. Сегодня окружающий мир меняется с такой скоростью, что мы зачастую за ним не поспеваем. Например, вокруг нас уже сейчас трудятся люди десятков новых специальностей, о которых еще лет 10–15 назад мы и подумать не могли: видеоблогеры, операторы квадрокоптеров, DevOps-инженеры, тестировщики беспилотных авто, разработчики приложений для умных часов, менеджеры по работе с социальными сетями и т. д. С другой стороны многих профессий, которые мы помним по своей юности и детству теперь просто нет: где, спрашивается, телефонисты или лифтеры? Некоторые специальности исчезнут или принципиально трансформируются при нашей жизни: в привычном виде не будет ни продавцов, ни билетных кассиров, ни турагентов, ни диспетчеров, совсем иначе будут работать бухгалтеры.

Неудивительно, что в течение жизни человек теперь успевает дважды, а то и трижды сменить профессию. При этом мы все еще имеем систему образования, которая едва ли соответствует этой прогрессивной среде. После 11 класса ребенок далеко не всегда представляет, кем он в принципе хочет быть, а уж тем более не имеет никаких практических навыков. Потом идет институт, где в течении долгих пяти, а то и шести лет изучается специальность: технологии, о которых ему расскажут на 1–2 курсе, имеют все шансы устареть к моменту выпуска, а философия, история, ОБЖ и куча других непрофильных предметов могут никогда не пригодиться. Чему-то полезному в вузе можно успеть поучиться на двух последних курсах и то при условии, что на работу по специальности получится устроиться сразу по получении диплома.

Тут проявляется еще одна проблема: уровень знаний выпускника вуза значительно отстает от потребностей любого реального проекта. Говоря проще, непосредственно для работы из института мы не выносим почти ничего. Часть решения лежит на поверхности: в последних классах школы должна работать система профориентации. Старшекласснику нужна поддержка в поиске, если не профессии (ок, ее в жизни еще не раз придется поменять), то хотя бы направления будущей трудовой деятельности. Тогда к окончанию школы выпускник будет знать, чего он сам хочет.

Вторым шагом могло бы стать преобразование университетской программы с упором на широкий круг профильных предметов базового уровня в первые пару лет. С тем, чтобы студент был готов к работе на начальной позиции уже к третьему курсу. В продолжение образования он мог бы углублять знания по специальности и параллельно расширять кругозор, слушая курсы философии, истории и других дисциплин, не имеющих прямого отношения к выбранной профессии.

Почему подобными реформами не занимается Министерство образования и науки, я не знаю. Зато могу сказать, чем школам и вузам, а точнее тем, кто в них учится, можно помочь уже сейчас.

Во многих компаниях, где мы с вами работаем, есть образовательные программы, направленные на школьников, студентов, а иногда даже преподавателей. Не стесняйтесь и не ленитесь в них участвовать, помогайте просматривать учебные планы, несите современные тренды и технологии в массы. Присоединяйтесь к благотворительным обучающим проектам и поезжайте в отдаленные села — вы можете заронить искру интереса и пробудить инициативу в детях, просто показав, что за границами их села есть жизнь. Пишите собственные курсы о том, в чем сами стали экспертом, проводите открытые уроки для детей, менторите студентов. Кто еще, если не мы с вами? Иначе в учебниках информатики и через десять лет будут объяснять, зачем нужна правая кнопка мыши и в какую часть компьютера вставлять компакт-диск, а мы будем ворчать по поводу уровня подготовки молодых инженеров.

--

--