Рубрика «Поясняю за АЙТИ #21». Win-win существует!

DataArt
4 min readFeb 18, 2022

--

IDLE, Bench, Internal mobility

Андрей Сильчук, Delivery Manager, Head of DataArt’s R&D Center Odessa.

2022 год набирает обороты, двигаясь к весне, а мне пора возобновить на нашем Telegram-канале рубрику «Поясняю за АЙТИ». В 21-ом выпуске пояснить я хочу за понятия Internal mobility, IDLE и Bench. Я не хочу сказать, что все трактуют эти термины одинаково, и понимаю, что в разных компаниях эти инструменты могут использоваться по-разному. И все-таки через запятую я их тоже перечислил неслучайно: они повсеместно преследуют общую цель — удержать инженеров в компании — и грациозно дополняют друг друга.

При этом в одних компаниях применяют только IDLE, где-то — совместно используют Bench и Internal mobility, доступны и любые другие конфигурации. DataArt за 35 лет собаку съел на использовании всех трех инструментов, можно сказать, что вокруг них с самого начала строилась вся наша бизнес-модель. Потому-то я и взялся за эту тему — ведь я всегда за то, чтобы делиться полезным опытом со всем IT-сообществом.

Итак, абстрагируясь от нюансов, повторю, что IDLE, Internal mobility и Bench — инструменты удержания инженеров в компании, и добавлю, что они также служат для упрощенной ротации специалистов между проектами. Забегая вперед, скажу, что весь набор в равной степени полезен и самим инженерам, и их работодателям.

Уверен, вы задавались вопросом: «Что будет, когда закончится проект, в который я устроился?». Для ответа на него и нужны перечисленные в заголовке инструменты. Их наличие говорит о том, что работодатель берет на себя некое обязательство, а людей приглашает на работу не в проект, а в компанию. Если проект заканчивается или его команда сокращается, вы должны попасть в пул свободных инженеров, где компания в первую очередь ищет кадры для формирования новых и расширения действующих команд. Наличие инструментов Internal mobility и IDLE позволяют инженерам менять проекты по собственной инициативе. И все-таки возможности нашего набора этим не исчерпываются. Слышу, как вы вскрикнули: «Давай же, Андрей, не томи!». Поэтому немедленно перехожу к списку дополнительных преимуществ Internal mobility, IDLE и Bench,интересных инженеру:

  1. Уверенность в завтрашнем дне. Наличие у компании этих инструментов позволяет вам не беспокоиться за свое будущее. Даже если проект внезапно закончится, вы не потеряете работу.
  2. Потенциал для развития. Возможность смены проекта дает вам огромный простор для профессионального роста. Думаю для вас не секрет, что путей развития всегда больше одного, что рост может быть не только вертикальным, но и горизонтальным. Internal mobility может помочь переквалифицироваться из программиста в DevOps-инженера, из QA manual инженера в QAA. Тот же инструмент позволяет получить опыт в незнакомой доменной области, пощупать новейшие технологии и вокруг них, поработать с новыми людьми в команде других масштабов, испытать на себе альтернативные методологии разработки и т. д. Сделать то же, оставаясь в одном проекте, почти невозможно.
  3. Пространство для маневра. Если у вас не складывается с текущим проектом, если по каким-то причинам работа в нем вас тяготит, вы можете найти себе новую команду, не покидая компанию.

«Ок, Андрей, звучит красиво, но зачем все это нужно компании? Она же просто будет терять деньги, пока люди простаивают без дела или прыгают из проекта в проект?» — спрашиваете вы. Но и для компании преимуществ здесь еще больше:

  1. Сохранение кадров. Человек скорее остается в компании, что позволяет снизить финансовые и временные затраты на поиск, найм и онбординг новых специалистов.
  2. Сохранение экспертизы. Вместе с людьми в компании остаются и знания, что повышает общий профессиональный уровень ее сотрудников.
  3. Снижение рисков. Наличие резерва значительно снижает риски в деливери. В случае необходимости всегда можно усилить проектную команду своими инженерами, которых не придется искать на рынке и знакомить с корпоративными политиками и процессами.
  4. Повышение лояльности. Людям куда приятнее работать там, где им не приходится беспокоиться о будущем. И справляются они намного лучше.
  5. Повышение привлекательности. Надежно отлаженная система перехода между проектами — явное преимущество перед конкурентами, которые ее не имеют. Во времена повышенного спроса — это особенно актуально.
  6. Упрощенный стаффинг. Доступ к пулу проверенных сотрудников заметно облегчает проектным менеджерам задачу по формированию новых команд.

Было бы несправедливо не рассказать о минусах этих инструментов, точнее проблемах, с которыми могут столкнуться компании и инженеры при их применении. Для работодателя сложности возникают, когда сотрудники злоупотребляют этой плюшкой и перегибают, затягивая с выбором проекта или слишком часто меняя команды. Опять же, внутри корпоративной структуры могут возникать трения, на чей бюджет должна лечь нагрузка по обеспечению сотрудников без проекта. Для инженера неприятным сюрпризом может оказаться практика некоторых компаний, которые в IDLE выплачивают не полную компенсацию. У этого подхода масса вариаций, например, после двух месяцев вне проекта вознаграждение может быть снижено наполовину. Иногда может быть формально ограничено количество возможных отказов от проектов, если компания предлагает вам новые варианты. И все-таки, по моему скромному мнению, это лучше немедленного увольнения после завершения проекта.

Кстати, друзья, у нас в DataArt сотрудники в IDLE получают 100 % компенсации и могут находиться в запасе достаточно долго, выбирая, — никто не требует идти работать в первый предложенный проект. Как я и говорил, именно это и есть win-win стратегия. А еще у нас открыто множество позиций, одна из которых может оказаться подходящей возможностью кое-что изменить. Вдруг это и есть ваш личный win?

--

--