DataArt Helpline #2. Выгорание, синдром самозванца и доверие к коллегам

DataArt
2 min readDec 15, 2021

Татьяна Андрианова, старший вице-президент DataArt.

Helpline, внутренней службе психологической поддержки в DataArt, уже три года. 16 волонтеров и профессиональный психолог готовы выслушать, поделиться личным опытом или нужными контактами с любым из коллег. Мы продолжаем рубрику Helpline новой историей от Татьяны Андриановой, старшего вице-президента DataArt и одного из авторов инициативы. На этот раз она рассказала, с какими проблемами чаще всего обращаются к волонтерам и и готовы ли люди делиться личными сложностями с коллегами.

2,5 года назад, когда мы запускали Helpline, никто не ожидал пандемии. Соответственно, и к такому потому обращений мы оказались не вполне готовы. Прежде всего, как раз психологически. За два года карантинных ограничений коллеги стали приходить к нам в разы чаще: невозможность ходить на работу и сложности работы из дома, проблемы в семье, общая тревожность и т. д. В итоге даже у тех, кто выразил готовность помогать другим, силы оказались на исходе. Волонтеры Helpline никогда не прекращали работы, но их собственное психологическое здоровье летом уходящего года уже вызывало опасения. В том числе это стимулировало нас пригласить в команду профессионального психолога — к нам присоединилась Оксана, которая тоже принимает заявки через Helpline и проводит консультации с коллегами.

За быстрым распространением COVID-19 и периодом непредсказуемых ограничений последовал кратковременный кризис. Затем последний сменился взрывным ростом, во время которого проявились психологические проблемы иного свойства. На фоне колоссального подъема неожиданно многим кажется, что они не успевают за скоростью развития отрасли. Например, те, кто в какой-то момент оказался заперт дома вместе с детьми, в глубине души часто опасаются, что за то же время молодые и бездетные коллеги только и делали, что осваивали новые технологии, чтобы оставить других за бортом.

Неудивительно, что одна из наиболее типичных проблем, с которой нам приходиться разбираться, — синдром самозванца. При этом чаще всего подозревают, будто заняли не свое место, как раз умные и профессиональные люди.

Надо сказать, что изначально мы не были уверены, захотят ли коллеги делиться психологическими проблемами. Каждому, кто приходил на Helpline, мы постоянно показывали подписанные волонтерами NDA, убеждая, что никому ничего не расскажем. Спустя три года многое изменилось, прежде всего благодаря сарафанному радио: к нам приходят в том числе и за административной помощью в разрешении конфликтов.

Собственно психологических консультаций волонтеры, конечно, не проводят — наша задача поддержать, поделившись собственным опытом, и при необходимости помочь найти профильного специалиста с хорошими рекомендациями. Хотя среди добровольцев Helpline есть и люди с профильным образованием, все-таки у каждого из них в компании есть основная работа в проектной команде или HR и консультировать они не могут. Надо сказать, что до психологов доходят не все из тех, кто обращается на горячую линию: кому-то мешают обстоятельства, большинству — внутренние барьеры.

Интересно, что многие из не дошедших, узнав, что теперь свой психолог появился внутри DataArt, сразу записались на встречу с ней. Вообще рассказать о проблемах коллегам, похоже, оказалось проще, чем мы думали вначале.

--

--